История создания и совершенствования
тормозного стенда в г. Новотроицке.

 

Первый в г. Новотроицке тормозной стенд для доводки 2-ухтактного двигателя был построен Горазеевым Владимиром Александровичем приблизительно в 1975-76 г. Стенд был с ленточным тормозом и двумя учебными лабораторными динамометрами. Обороты снимались ручным лабораторным тахометром индикаторного типа. Механический тормоз, как и должно, быть, оказался нестабильным, показания сбивчивыми и повторяемость результатов оставляла желать лучшего, поэтому неудивительно, что одним из показаний при измерении мощности двигателя от минского мотоцикла М-106 было 56 л.с.!!!
Далее, по принципу - от простого к сложному, примерно в 1980-82 г. Владимир Александрович построил другой стенд. В качестве тормоза была применена электрическая машина постоянного тока от мостового подъемного крана на 220 вольт. Машина была внушительных размеров, мощностью 12кВт, тихоходная (приходилось соединять её с испытуемым двигателем через цепную передачу с передаточным отношением 15:50). Тахометр был авиационный часового типа с таходатчиком, а позже электронный цифровой автомобильный "Электроника ЦАТ-01". Это был уже большой шаг вперед! Можно было уже снимать достаточно повторяемые точки крутящего момента и мощности двигателя, но стабилизация выбранной рабочей точки, по-прежнему оставалась проблемой.
Управлялся стенд изменением тока в обмотке возбуждения лабораторным трансформатором. Напряжение было не стабилизированным, и рабочая точка плавала от изменения напряжения и намагниченности в электрической машине.
К тому времени, я уже оканчивал Горьковский политехнический институт, и моя увлеченность электроникой плюс помощь в понимании работы электрических схем моего Горьковского тренера по картингу Ерёмина Сергея (он по образованию инженер-электроник), побудили меня начать работу по созданию схемы электронной стабилизации рабочей точки стенда по оборотам. С датчиком для схемы стабилизации проблем не было, а вот с регулирующим элементом было сложнее. Из доступных для нас в то время транзисторов, самым мощным был КТ808А. Но при напряжении обмотки возбуждения около 130-150 вольт и токе более 1 ампера транзистор работал на пределе допустимых параметров, и мог проработать до выхода из строя то два дня, то два часа. Ох, и много же я их пережег! И даже параллельное их подключение не помогало. В то время были доступны тиристоры с большей мощностью рассеивания. Применение в качестве регулирующего элемента тиристора привело к тому, что надежности хватало, а вот стабилизация была значительно хуже, чем на транзисторах.. Тем не менее, в этом варианте стенда, кроме своих моторов мы крутили "Союзный" мотор Ульянова Владимира из г. Челябинска.
В 1986г. я организовал свою секцию картинга и начал строить собственный тормозной стенд. Благодаря Анатолию Павловичу Афанасьеву, (Он, вообще, очень во многом помог нам, хочется ещё раз поблагодарить его за это!) в моем распоряжении оказался компактный, оборотистый, с принудительным охлаждением, авиационный 27-вольтовый генератор. А благодаря моему старому школьному другу Петрухину Андрею у меня появились мощные транзисторы. Также мои друзья из Нижнего Новгорода Марк Дельман и Александр Дряхлов обеспечили меня приборами для электронных измерений, в результате в 1988 году я начал работать на стенде с хорошей стабилизацией рабочей точки и без проблем с надежностью. В период с 1988 по 2005 г. через тормозной стенд прошло много двигателей класса "Союзный", "Чезет", "Пионер" а в последнее время и "Raket-120".
Стенд позволяет:
1 Найти оптимальное положение по высоте конкретного цилиндра с конкретной трубой. Изменяя толщину прокладки под цилиндром с шагом 0,2мм видно как изменяется характеристика двигателя.
2 Выбрать оптимальную трубу из имеющихся для конкретного цилиндра.
3 Изменить диапазон работы трубы с помощю вставок в начале и на конце.
4 Подобрать оптимальную степень сжатия изменяя толщину прокладки под головкой.
5 Подобрать оптимальный угол опережения зажигания.
6 Установить разницу в характеристике мощности двигателя от применения разных (по калильному числу) свечей зажигания .

Практически все двигатели Калинина Николая в классе "Союзный" доводились на стенде. Результат - 4 место по сумме этапов на Чемпионате Росси в 1994 году.
Наша удаленность от центров картинга и финансовые проблемы с выездом на Российские соревнования приводит к тому, что мы варимся "в собственном соку", и единственный иногородний картингист с которым мы работали на стенде - это Дергунов Евгений из Челябинска.
В планах есть задумка подключить к стенду ноутбук для автоматизации процесса снятия характеристик двигателя.

Так выглядит пульт управления стендом с 1988 года.
Пульт управления стендом


А так выглядит сам стенд.
Вид на стенд


Сердце стенда - авиационный генератор
Стенд крупно


Так работали раньше
Старые графики
Старые графики


А так теперь
Новые графики

Вернуться на главную страницу
Написать мне
Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz